+7 7172 577-177 +7 7172 571-777 Астана, ул. Туран 34.
850000 пассажироперевозок ежедневно
Больше посадочных мест
Пригородные сообщения по 21 населенным пунктам
Электронная система оплаты проезда

СЛУЖБА ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ ГОРОДА АСТАНЫ

Служба транспортного контроля города Астаны (СТК) создана в рамках реализации Краткосрочного плана развития Транспортного комплекса столицы. Цель данной службы - выявление и устранение нарушений в сфере пассажирского транспорта. На линиях столичных маршрутов общественного транспорта СТК успешно функционирует с ноября 2015 года.

Основные функции СТК:

  • проверка оплаты проезда пассажиров и провоза багажа в маршрутных транспортных средствах;
  • мониторинг эксплуатации маршрутных транспортных средств, в целях обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта;
  • мониторинг технического и санитарного состояния маршрутно-транспортных средств перед выездом на городские маршруты;
  • выявление нарушений в деятельности водителей и кондукторов;
  • оценка работы служб автобусных парков, ответственных за выпуск маршрутных транспортных средств на городские маршруты;
  • выезд на место ДТП с участием маршрутных транспортных средств для фиксации происшествия и дальнейшего анализа;
  • рассмотрение обращений граждан, поступивших на сайт акимата города Астаны, контакт-центры акимата и ЦДТ, а также проведение мероприятий по фактам, указанным в жалобах;
  • проверка оплаты за пользование коммунальными платными автопарковками (паркингами) на территории столицы.

Также деятельность СТК направлена на повышение транспортной дисциплины в сфере общественного транспорта. То есть, выявление и пресечение нарушений позволит изменить в положительную сторону этику вождения и профессиональную этику водителей и кондукторов общественного транспорта.

За первое полугодие 2016 года, по полученным данным аварийными комиссарами СТК зафиксировано 192 ДТП с участием автобусов, 63 из которых были совершены по вине водителей автобусов.

Кроме того, за аналогичный период инспекторами СТК выявлено 2554 нарушения правил перевозки пассажира и багажа в столице и правил дорожного движения, совершенных водителями и кондукторами автобусных парков столицы.

Инспекторами СТК фиксировались такие нарушения, как создание аварийных ситуаций, курение при управлении транспортным средством, разговор по сотовому телефону во время движения, незаезд в остановочный карман, отстои, движение с открытой дверью, непристёгнутый ремень безопасности, необилечивание пассажиров и т.д.

На основании представленных фактов нарушений, автобусными парками в отношении водителей и кондукторов применяются меры дисциплинарного и материального воздействия.

Также, инспекторами СТК выявлены многочисленные нарушения в деятельности автобусных парков столицы по обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния подвижного состава, а также в работе служб автопарков, ответственных за выпуск автобусов на линии. По данным нарушениям СТК еженедельно уведомляет Управление пассажирского транспорта города Астаны.

До конца 2016 года планируется установка мобильных аппаратно-программных комплексов «ПаркРайт» на служебные автомобили СТК, которые будут направлены на автоматическую видеофиксацию нарушений, таких как проезд частных автомобилей по отдельно выделенной полосе (Bus lane) и запрещенная стоянка на автобусных остановках.

С августа 2016 года, при внедрении Электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) на общественном транспорте столицы, инспектора СТК будут осуществлять проверку оплаты проезда на маршрутах города, выявлять пассажиров, не оплативших проезд картой оплаты и предпринимать меры по наложению штрафов на них совместно с сотрудниками Управления административной полиции и/или Местной полицейской службы ДВД города Астаны..

Для справки:

Согласно проведенному анализу, ежедневно 40% жителей города Астаны, пользующихся услугами общественного транспорта, не платят за проезд. Подобное нарушение со стороны пассажиров оставалось безнаказанным, что потребовало пересмотреть законодательные акты в сфере общественного транспорта. Теперь «безбилетникам» грозит административный штраф, а следить за соблюдением этих и других правил в общественном транспорте будут инспектора СТК.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

По данным Международного союза общественного транспорта (UITP) в более чем 95 городах мира внедрены автоматизированные системы электронной оплаты за проезд в общественном транспорте. Соответственно, в этих странах существуют службы надзора за оплатой проезда в общественном транспорте пассажирами, которые пользуются транспортными картами. За неуплату, применяются меры наказания.

Москва, Россия

Государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» ввело дополнительную систему контроля качества работы наземного городского пассажирского транспорта с 1 октября 2014 года.

На автобусах размещены наклейки с номером телефона, позвонив на который, столичные автолюбители сообщают о случаях нарушения правил дорожного движения или создания аварийных ситуаций водителями маршрутных автобусов. В пилотном проекте, который длился до конца 2014 года, было задействовано порядка 300 транспортных средств.

Данный проект по контролю работы водителей наземного городского пассажирского транспорта был реализован ГУП «Мосгортранс» совместно с системой «ДТП – нет!».

По итогам пилотного проекта, поступило более 200 сообщений с нареканиями на работу городских автобусов. Большая часть звонков от столичных автолюбителей содержала информацию о несоблюдении водителями требований дорожных знаков или разметки – 25,5%, 14,5% обращений информировали о том, что водители автобусов не предоставляли преимущества на дороге другим транспортным средствам, еще почти 14% уведомлений ‒ о невключении поворотных огней.

Рига, Латвия

Аналогичная служба транспортного контроля функционирует и в Риге. Рижское муниципальное предприятие общественного транспорта Rīgas satiksme (RS) в феврале 2016 года оштрафовало 7508 безбилетников. Это на 2140 (39,9%) больше, чем в январе.

Самый большой показатель нарушений по неоплате проезда зафиксирован в автобусах. В частности, там оштрафовано 3360 пассажиров, в троллейбусах — 2642, в трамваях — 1506 безбилетников. Из общего числа безбилетников 1499 уплатили штраф на месте, 6009 был выписан счет.

Если говорить о проверках деятельности общественного транспорта, то в феврале 2016 года в RS было проведено 23704 проверок. Это на 1934 (8,9%) больше, чем в январе. Из них 11 584 проверки было проведено в автобусах, 8417 — в троллейбусах, 3703 — в трамваях.

Напомним, в январе 2015 года в транспортных средствах RS было проведено 21 770 проверки и оштрафовано 5368 безбилетников.

Отметим, что RS обеспечивает пассажирские перевозки в Риге автобусами, трамваями и троллейбусами. Единственный владелец RS — Рижское самоуправление.

Берлин, Германия

Городские электрички в Берлине относятся к «Немецким железным дорогам». Метро, автобусы и трамваи находятся в ведении Берлинского предприятия общественного транспорта. В автобусах вход осуществляется через переднюю дверь, там же необходимо предъявить или купить билет.

Удивительный факт - в Берлине самый низкий показатель по «безбилетникам». Всего около 3-4%. Это связано с четкостью и последовательностью принимаемых мер, которые приносят хорошие результаты. Однако даже этот незначительный процент пассажиров умудряется принести существенный ущерб: за год на безбилетниках теряется больше 30 миллионов евро. Поэтому контроль в общественном транспорте Берлина строгий и постоянный.

В берлинской подземке, по словам представительницы Берлинских предприятий общественного транспорта Петры Реетц, ежедневно несут службу 120 контролеров. Раньше им выплачивались премии в соответствии с числом пойманных «зайцев». Обучение общению с пассажирами входит в программу подготовки контролеров железных дорог, после которой идет процедура сдачи экзаменов.


Баку, Азербайджан

Еще один пример работы аналогичной службы можно наблюдать в Баку. Они занимаются не только проверкой оплаты проезда в общественном транспорте, но и повышением транспортной дисциплины и устранением нарушений в сфере пассажирского транспорта.