Астана, ул. Туран 34.
850000 пассажироперевозок ежедневно
Школьные перевозки "Мektep Bus"
Больше посадочных мест
Пригородные сообщения по 21 населенным пунктам
Для EXPRESS-маршрутов
ASTRA PLAT

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ASTRA PLAT

Внедрение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) в общественном транспорте города Астаны является неотъемлемой частью Плана модернизации транспортного комплекса столицы. Главная цель данного проекта - повышение комфорта пассажирских перевозок столицы.

Основные задачи ЭСОП:

  • обеспечение гибкой тарифной политики, позволяющей повысить привлекательность общественного транспорта;
  • реализация единой билетной системы для всех видов общественного транспорта столицы;
  • формирование точной статистической отчетности о распределении пассажиропотоков;
  • эффективное планирование маршрутной сети столицы.

Внедрение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) предоставляет следующие преимущества для пассажиров общественного транспорта города Астаны:

  • удобство, связанное с отсутствием необходимости держать в карманах и кошельках наличные деньги и монеты;
  • снижение краж наличных средств;
  • увеличение пунктов продаж проездных билетов и их видов;
  • возможность восстановления персонализированных карт;
  • гибкая тарифная политика, при которой стоимость проезда будет дешевле при покупке проездных билетов длительного пользования.

А также способствует решению следующих проблем:

  • Отсутствие учета разовых проездных билетов;
  • Отсутствие точных данных о пассажиропотоке;
  • Укрытие доходов сотрудниками общественного транспорта;
  • Общий дискомфорт существующей системы оплаты проезда.

Кроме того, электронная система оплаты проезда (ЭСОП) улучшит качество обслуживания населения, повысит прозрачность финансовых потоков и налоговых сборов, сократит время посадки-высадки пассажиров, а также поможет выявить, так называемых, «безбилетников».

Согласно плану, внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте города Астаны запланировано на 2015 – 2016 годы. На сегодняшний день:

  • Согласован дизайн транспортных карт оплаты проезда;
  • Установлено серверное оборудование и ПО;
  • производится установка оборудования в автобусы, оснащены 318 автобусов;
  • Разработана программа по обучению водителей и кондукторов по работе с оборудованием ЭСОП;
  • Ведется согласование тарифной политики и методики расчета тарифов.

В рамках реализации данного проекта стартовала фоторегистрация льготной категории граждан, учащихся общеобразовательных школ для создания персонализированных карт оплаты проезда. Только за один месяц через данную процедуру прошли около 60-ти тысяч жителей столицы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В процессе мероприятий по подготовке и проектированию системы использовался опыт ряда развитых стран, в которых внедрены и успешно функционируют подобные электронные системы оплаты проезда. Это: РФ, Белоруссия, Италия, Франция, Германия, Великобритания, Израиль, Корея, США.

Хельсинки, Финляндия

В Хельсинки в качестве электронного проездного документа с 2006 г. используются бесконтактные смарт-карты. Разовый билет можно приобрести у водителя или в автомате, он действителен на автобус, метро, трамвай, паром и электричку в течение часа без ограничения на количество пересадок. Широко распространена оплата проезда с использованием SMS-сообщений. В ряде стран для увеличения привлекательности электронного платежного документа он может быть использован для целей получения скидки при оплате наличными. Карточка Helsinki Card является входным билетом во многие музеи, а также обеспечивает получение скидки при посещении ресторанов, концертов и при аренде автомобиля.

Лондон, Великобритания

В Лондоне проездной документ выполнен на основе бесконтактной смарт-карты. Оплата с использованием БСК выполняется при входе в автобус или уже в салоне автобуса в зависимости от его типа. Возможна оплата наличными водителю автобуса. Проезд по разовым билетам на автобусе и в метро, а также оплата наличными в случае регулярных поездок невыгодна пассажиру. Проездной билет на метро действителен для оплаты проезда в автобусах.

Чикаго, США

В Чикаго единая система оплаты проезда охватывает все поездки на метро и городских автобусах. Наряду с использованием электронного проездного документа поддерживается возможность оплаты наличными деньгами. В качестве носителя электронного проездного документа используются пластиковые карты с магнитной полосой и пластиковые бесконтактные смарт-карты. При пополнении ресурса карты на значительную сумму предоставляется скидка. Таким образом, оплата разового проезда наличными невыгодна пассажиру.

Сеул, Южная Корея

В Сеуле проект по реформе общественного транспорта был реализован благодаря картам «T-money». Используется накопительная система скидок для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта. Пассажиры могут совершать пересадки на разные виды общественного транспорта, оплачивая проезд на маршруте только один раз. Терминал, установленный в автобусе, обеспечивает оплату проезда и управление всеми процессами, связанными с движением автобуса.