+7 7172 577-177 +7 7172 571-777 Астана, ул. Туран 34.
850000 пассажироперевозок ежедневно
Больше посадочных мест
Пригородные сообщения по 21 населенным пунктам
Электронная система оплаты проезда

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА ASTRA PLAT

Внедрение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) в общественном транспорте города Астаны является неотъемлемой частью Плана модернизации транспортного комплекса столицы. Главная цель данного проекта - повышение комфорта пассажирских перевозок столицы.

Основные задачи ЭСОП:

  • обеспечение гибкой тарифной политики, позволяющей повысить привлекательность общественного транспорта;
  • реализация единой билетной системы для всех видов общественного транспорта столицы;
  • формирование точной статистической отчетности о распределении пассажиропотоков;
  • эффективное планирование маршрутной сети столицы.

Внедрение электронной системы оплаты проезда (ЭСОП) предоставляет следующие преимущества для пассажиров общественного транспорта города Астаны:

  • удобство, связанное с отсутствием необходимости держать в карманах и кошельках наличные деньги и монеты;
  • снижение краж наличных средств;
  • увеличение пунктов продаж проездных билетов и их видов;
  • возможность восстановления персонализированных карт;
  • гибкая тарифная политика, при которой стоимость проезда будет дешевле при покупке проездных билетов длительного пользования.

А также способствует решению следующих проблем:

  • Отсутствие учета разовых проездных билетов;
  • Отсутствие точных данных о пассажиропотоке;
  • Укрытие доходов сотрудниками общественного транспорта;
  • Общий дискомфорт существующей системы оплаты проезда.

Кроме того, электронная система оплаты проезда (ЭСОП) улучшит качество обслуживания населения, повысит прозрачность финансовых потоков и налоговых сборов, сократит время посадки-высадки пассажиров, а также поможет выявить, так называемых, «безбилетников».

Согласно плану, внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте города Астаны запланировано на 2015 – 2016 годы. На сегодняшний день:

  • Согласован дизайн транспортных карт оплаты проезда;
  • Установлено серверное оборудование и ПО;
  • производится установка оборудования в автобусы, оснащены 318 автобусов;
  • Разработана программа по обучению водителей и кондукторов по работе с оборудованием ЭСОП;
  • Ведется согласование тарифной политики и методики расчета тарифов.

В рамках реализации данного проекта стартовала фоторегистрация льготной категории граждан, учащихся общеобразовательных школ для создания персонализированных карт оплаты проезда. Только за один месяц через данную процедуру прошли около 60-ти тысяч жителей столицы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В процессе мероприятий по подготовке и проектированию системы использовался опыт ряда развитых стран, в которых внедрены и успешно функционируют подобные электронные системы оплаты проезда. Это: РФ, Белоруссия, Италия, Франция, Германия, Великобритания, Израиль, Корея, США.

Хельсинки, Финляндия

В Хельсинки в качестве электронного проездного документа с 2006 г. используются бесконтактные смарт-карты. Разовый билет можно приобрести у водителя или в автомате, он действителен на автобус, метро, трамвай, паром и электричку в течение часа без ограничения на количество пересадок. Широко распространена оплата проезда с использованием SMS-сообщений. В ряде стран для увеличения привлекательности электронного платежного документа он может быть использован для целей получения скидки при оплате наличными. Карточка Helsinki Card является входным билетом во многие музеи, а также обеспечивает получение скидки при посещении ресторанов, концертов и при аренде автомобиля.

Лондон, Великобритания

В Лондоне проездной документ выполнен на основе бесконтактной смарт-карты. Оплата с использованием БСК выполняется при входе в автобус или уже в салоне автобуса в зависимости от его типа. Возможна оплата наличными водителю автобуса. Проезд по разовым билетам на автобусе и в метро, а также оплата наличными в случае регулярных поездок невыгодна пассажиру. Проездной билет на метро действителен для оплаты проезда в автобусах.

Чикаго, США

В Чикаго единая система оплаты проезда охватывает все поездки на метро и городских автобусах. Наряду с использованием электронного проездного документа поддерживается возможность оплаты наличными деньгами. В качестве носителя электронного проездного документа используются пластиковые карты с магнитной полосой и пластиковые бесконтактные смарт-карты. При пополнении ресурса карты на значительную сумму предоставляется скидка. Таким образом, оплата разового проезда наличными невыгодна пассажиру.

Сеул, Южная Корея

В Сеуле проект по реформе общественного транспорта был реализован благодаря картам «T-money». Используется накопительная система скидок для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта. Пассажиры могут совершать пересадки на разные виды общественного транспорта, оплачивая проезд на маршруте только один раз. Терминал, установленный в автобусе, обеспечивает оплату проезда и управление всеми процессами, связанными с движением автобуса.